ВИД ОШИБКИ
|
ПРИМЕРЫ
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
|
I. Ошибки в структуре слова
|
|
1.
в словообразовании
|
Непоседка, раздумчивый, благородность.
Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии. |
2. в формообразовании
|
|
а) имени существительного
|
С повидлой, облаки, рельса, нет время, местов, носок, чулков
|
б) имени прилагательного
|
Красивше, более красивее.
Мы боремся за более лучшую жизнь |
в) местоимения
|
Ихний, чегой-то, ихи, около его
|
г) глаголов
|
Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь
|
II. Ошибки в структуре словосочетания
|
|
1. в согласовании
|
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные
неизбывной тоской. Автором описано важные факты и события из
жизни страны. Андрей, Пьер и даже Петя Ростов идёт сражаться с
французами.
|
2. в управлении
|
Удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе, оплачивать за проезд
|
3. неправильный выбор предлога
|
Люди всегда мечтали и стремились о новой счастливой
жизни.
|
III. Ошибки в структуре предложения
|
|
1. нарушение границ предложения (парцелляция)
|
Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
|
2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Торжество счастья захлестнула птицу.
Но не вечно ни юность, ни лето. Цвет красок Шишкин применил светлые. |
3. ошибки в построении предложений с однородными членами
|
Девушка была румяной, гладко причёсана.
Эта книга меня научила честности, смелости и уважать людей. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. |
4. предложения с причастным оборотом
|
Деревья создавали тень, покрытые листвой.
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов. |
5. предложения с деепричастным оборотом
|
На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упёршись руками в
колени. Покатавшись на катке, у меня болят ноги. Подъезжая к станции, у меня
слетела шляпа.
|
6. в построении сложного предложения
|
Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в
крупное хозяйство.
|
7. нарушение правил употребления анафорических слов
|
Из окна падает свет и освещает туго заплетённые косички девочки и светлую
кофточку, но она ничего не замечает.
К крыльцу поскакали два жеребца; это были сыновья Тараса Бульбы. Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались. |
8. неоправданное дублирование подлежащего
|
Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы.
|
9. чрезмерно сложная структура предложения
|
Павел стал уходить в город, где были революционеры-интеллигенты, которые
давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем чтобы
помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, какие его особенно
интересовали.
|
10. нарушение логико-грамматической связи между частями предложения
|
Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в
молодости была выдана замуж за нелюбимого человека, но затем ёй понравилось
быть полновластной хозяйкой усадьбы.
|
11. смешение прямой и косвенной речи
|
Князь Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом
из Дона».
Отец спросил его, что не хочет ли он пойти вместе со всеми. |
12. пропуск необходимого слова
|
Олег кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
|
РЕЧЕВЫЕ
|
|
ОШИБКИ (Р)
|
|
1. употребление слова в несвойственном ему значении
|
Жилин обратно совершил побег.
Поскользнувшись, я упал навзничь. (ничком) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. (запасом) |
2. смешение паронимов
|
Я наперерез отказалась.
|
3. неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений
|
На вратаре майка, напяленная на рубашку.
Одёжа его была… Класс посадил бураки и капусту. |
4. лексические анахронизмы
|
Лиза была домработницей в доме Фамусова.
Печорин получил путёвку на Кавказ. Дворовых заставляли работать и по выходным дням. |
5. не снимаемая контекстом многозначность
|
Это предложение надо оставить.
|
6. несоответствие фразеологического сочетания контексту
|
Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.
|
7. смешение видо-временных форм глагола
|
Брат сидел за столом и раскрашивает картинки.
Пугачёв выходил из избы и сел в карету. |
8. неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности
или двусмысленности речи
|
Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал.
Я вынула книгу из сумки и положила её на стол. |
НЕДОЧЁТЫ (р)
|
|
I. Неточность речи
|
|
1. неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов
|
После футбола я пошёл домой с унылой(= понурой) головой,
потому что мы проиграли.
|
2. нарушение лексической сочетаемости
|
Пионеры выполнили клятву.
(выполнили обещание, сдержали клятву) У девочки были коричневые глаза. (карие) Дешёвые цены (низкие) |
3. употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее сказанному
(плеоназм)
|
Огромный исполин. Наступил август-месяц. Опустив голову вниз, он
внимательно…
Очень роскошный. Учителя они должны… Прилетели пернатые птицы. Негодовал от возмущения… Нашим войскам приходилось отступать назад. Внезапно и неожиданно в класс вошёл учитель. |
4. нарушение порядка слов в предложении, неудачный порядок слов
|
Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.
Есть немало произведений, повествующих о детстве писателя, в мировой литературе. В основе драмы Островского «Гроза» лежит с окружающим тёмным царством конфликт Катерины. На дачу переехал Обломов; там он изменил своей привычке лежать на диване и ничего не делать. |
II. Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и неразвитость
синтаксического строя их речи
|
|
1. повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста
|
Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется…
|
2. употребление рядом или близко однокоренных слов
|
В рассказе «Муму» рассказывается…
В образе Онегина изображён.. |
3. необоснованные повторы одних и тех же аффиксов
|
Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти своё
место в жизни.
Кабаниха всё время приставала к Катерине, придиралась к ней, приводила ей в пример себя. |
4. употребление штампов
|
В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших
проблем того времени.
Дикой категорически отказался помочь Кулигину. Под свист снарядов, рискуя жизнью, князь выполнил задание. |
5. однотипность или слабая распространённость синтаксических конструкций
|
Мужчина был одет в ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти
новые. Носки изъедены молью.
Чичиков познакомился со всеми главными чиновниками города и окрестными помещиками. Помещики пригласили его в гости. Чичиков обрадовался этому. Потому что он хотел купить у них мёртвые души. |
6. неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и
лексико-грамматической) между соседними предложениями
|
|
III. Нарушение требования выразительности речи (это обычно связано с тем,
что при отборе языковых средств ученик недостаточно учитывает речевую
ситуацию)
|
|
* недочёты в выборе нужных стилистических средств
|
|
1. употребление слов иной функционально-стилистической окраски
|
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
|
2. неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и конструкций
|
Рядом сидит папа одного из малышей.
У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сергей Тюленин. |
* злоупотребление выразительными средствами языка
|
|
3. нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление
|
В доме свекрови Катерина постоянно испытывала тягостное, тоскливое,
безрадостное ощущение.
И этот новый мир тиранит светлое, чистое, возвышенное начало в Ларисе, причём его гнёт, его насилие сильнее, чем прежде, так как скрыты под внешней изящной формой. |
4. неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных
образных средств
|
Раскольников похож на карту: одна половине красная, другая – чёрная.
Красная – это душа, чёрная – разум.
Поэзия Владимира Высоцкого – это зеркало с живым лицом и огромными глазищами, видящими мир субъективно. Онегин безумно влюбился в Татьяну, но когда он наконец добился откровенного разговора с ней, ему пришлось уйти несолоно хлебавши, хотя она призналась, что любит его по-прежнему. |
5. скопление гласных
|
А у Андрея Болконского отношение к свету было совсем иным.
Писателя интересовала и эта особенность человеческого мышления. |
6. скопление шипящих
|
Роман «Мать» - замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей
того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее.
|
7. скопление одинаково звучащих частей слов
|
Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки.
|
НЕДОЧЁТЫ СОДЕРЖАНИЯ
1. Фактические ошибки
Фактические ошибки – нарушения информационной
(смысловой) достоверности и точности излагаемого:
искажение фактов;
искажение фактов;
отступления от использованных источников, жизненной правды;
несоответствие формулируемых положений и трактовок описываемой реальности.
несоответствие формулируемых положений и трактовок описываемой реальности.
2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Логические ошибки связаны с погрешностями в логике
изложения.
I. Нарушение чёткого порядка мыслей и частей работы при внутреннем отсутствии плана:
неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;
I. Нарушение чёткого порядка мыслей и частей работы при внутреннем отсутствии плана:
неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;
дублирование трактовок и выводов;
смещение микротем;
немотивированное соположение различных частей работы;
невнимание учащихся к выделению абзаца;
неумение пользоваться красной строкой для отражения и оформления
логико-композиционного членения конструируемого текста.
II. Логический пропуск:
отсутствие связи между мыслями;
неумелый переход от
одного положения к другому;
необозначенная связь
различных подтем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий